АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

Анализ безопасности полетов направлен на вы­явление отрицательных факторов, оценку их опасно­сти и разработку мероприятий по их устранению.

Анализ состояния безопасности полетов осущест­вляется по этапам. Сначала проводится статистиче­ская обработка данных за анализируемый период. Она ведется по четко определенной схеме на базе АСУ «Безопасность» с использованием конкретно определенных показателей уровня безопасности по­летов и надежности авиационной техники.

Затем анализируется статистический материал по элементам авиационной транспортной системы (уп­равлению летной деятельности, организации летной работы, экипажу, ВС, обеспечению полетов, внешним условиям). Эта работа осуществляется специалиста­ми соответствующего органа гражданской авиации и завершается представлением конкретных рекоменда­ций по устранению выявленных недостатков.

Исходными данными для анализа являются ста­тистические материалы за анализируемый период, характеризующие результаты деятельности и условия, в которых она осуществлялась. Анализ безопасности полетов для предприятий ГА проводится ежеквар­тально, для управлений ГА — полугодовой и годовой анализы; для отрасли (МГА) — годовой анализ.

Система анализов безопасности предусматривает несколько уровней их проведения. Схематично они проводятся на следующих уровнях: системы

«Э — ВС»; авиапредприятия гражданской авиации; управления гражданской авиации; отрасли (МГА).

Характер предупредительных мероприятий (рис. 17) зависит от уровня анализа. Так, на уровне систем предупредительные мероприятия носят следующий характер:

«Э — ВС» — оперативного управления, так как предусматривают оперативное проведение предупре­дительных мер при выявлении опасности (отклоне­ний) ;

авиапредприятия и отрасли — организационного управления, которое предусматривает осуществление предупредительных мер организационного характера (организация летной работы на авиапредприятии, ор-

АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

Рис. 17. Уровни анализов:

^ межотраслевой и отраслевой; II — УГА и авиапредприятий ГА; III — системы «Э — ВС»

ганизация работы и отдыха экипажей, контроля и проверок их деятельности и т. п.);

на межотраслевом и отраслевом уровне — регла­ментирующего управления — т. е. предусматривают совершенствование и корректировку нормативной документации, регламентирующей работу структур­ных звеньев гражданской авиации.

На основе анализа безопасности полетов на уров­не авиапредприятий и отрасли выявляются тенден­ции изменения показателей уровня безопасности и их причины. Это, в свою очередь, является основанием для разработки рекомендаций по устранению отрица­тельных явлений в практике летной эксплуатации. Исследование безопасности полетов осуществляется с использованием данных из смежных отраслей, АСУ «Безопасность» и международного обмена информа­цией по вопросам безопасности полетов.